25 декабря 2023 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, епископ Златоустовский и Саткинский Петр и епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима в сослужении духовенства вверенных им епархий совершили Божественную литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.
В этот день для поклонения верующих в главный храм Челябинской епархии была принесена православная святыня – башмачок, который находился на мощах святителя Спиридона Тримифунтского.
В православном мире святителя Спиридона почитают за твердую и искреннюю веру, оказанную помощь людям, порой, совершенно чудесную. «Святой Спиридон чудотворениями прославился еще при жизни и сейчас дает нам утешение. Мы приходим в храм молиться Богу, надеемся на помощь Божию, и свою поддержку Господь посылает через своих угодников», – сказал в своей проповеди митрополит Алексий.
Ковчег с принесенной святыней объедет все епархии Челябинской митрополии.
Также известно, что в скором будущем в Свято-Симеоновский кафедральный собор доставят икону святителя Спиридона Тримифунтского, написанную в Греции и освященную на мощах святого. Образ будет находиться в соборе до Пасхи, а на Светлой Седмице его торжественно перенесут в храм благоверного князя Александра Невского.
24 декабря 2023 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, память святых праотец, Преосвященнейший Зосима, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский, сослужил за Божественной литургией Высокопреосвященнейшему митрополиту Владимиру (Икиму) в Крестовоздвиженском соборе г. Омска.
Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня расположен в центре Омска на пересечении улиц Тарской, Рабиновича и Третьяковской.
В настоящее время это второй по возрасту после Свято-Никольского казачьего собора православный храм, сохранившийся в городе Омске с дореволюционной поры.
С инициативой его строительства в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.
Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство.
Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский (св.праведный Стефан Омский).
Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.
Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор писал епископу Тобольскому и Сибирскому: «По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно»; «…люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники».
В 1862 г. Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма.
Новый генерал-губернатор Западной Сибири А. О. Дюгамель выбрал под строительство «свободную площадь» на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.
Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф. Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был «улучшен в некоторых частях» в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э. И. Эзетом. Зодчие Ф. Ф. Вагнер и В. К. Гейде в мае 1870 г. освидетельствовали постройку.
Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности. К 1867 г. храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года.
Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 г. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский (протоиерей Стефан Знаменский).
Двухпрестольной церковь стала лишь с 12 февраля 1896 г., когда был освящен второй престол — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.
До революции особо почитаемой иконой в храме был список с чудотворной Абалакской иконы Божией Матери.
За 1913 г. в приходе Крестовоздвиженскои церкви было зафиксировано 903 крещения, 98 браков и 572 отпевания. В общей сложности жертва на храм составила в течение года 8000 руб. Численность прихожан в это же время достигала 6507 человек (3150 мужчин и 3357 женщин).
Несмотря на разгар братоубийственной Гражданской войны, 8 мая 1919 г. около храма заложили сад.
Самый трагический период для Крестовоздвиженскои церкви начался с установлением советской власти.
5 ноября 1936 г. Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу.
В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженскои церкви 18 ноября 1936 г. подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября 1936 г. подобн
ый протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания в 1936 г. был приостановлен. Принимая решение о сносе церкви, власти допускали явное нарушение заключенного с общиной договора об использовании здания церкви общиной верующих, условия которого со стороны прихожан неукоснительно выполнялись.
25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М. И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Но милостью Божией оно было выполнено лишь наполовину. Общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно — обувной фабрики.
В 1938 г. в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.
В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение митрополита Сергия (Страгородского) «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом», молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.
В этот период власти меняют политику в отношении Русской Православной Церкви.
7 марта 1943 г. (то есть еще до Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия Церквей») решением Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженская община верующих была зарегистрирована.
2 августа 1943 г., в день пророка Илии, общине было передано здание Крестовоздвиженской церкви. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.
26 сентября этого же года (в канун престольного праздника) в храме начали совершаться богослужения.
Настоятелем общины становится протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.
Весной 1944 г. верующим разрешили пользоваться колоколом.
С момента возрождения Омско-Тарской епархии в 1946 г. собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Омска получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 г. В нём служили все правящие архиереи, занимавшие сначала Омско-Тарскую, а затем с 1947 по 1990 гг. и Омско-Тюменскую кафедры. Статус собора побуждал омских владык следить за его благолепием. Каждый из них, так или иначе, вложил в его внешний и внутренний вид частичку своей заботы.
Так, в 1951 г. по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в честь Пророка Илии.
Значительные изменения во внутреннем и внешнем виде храм претерпел в конце 1980 — х годов. По благословению и при ближайшем участии Его Высокопреосвященства митрополита Омского и Тарского Феодосия к 1000-летию Крещения Руси был реконструирован иконостас храма. Из трехъярусного он стал пятиярусным с покрытием сусальным золотом, была обновлена и настенная роспись. В 1988 — 1990 гг. по проекту омского архитектора В. А. Баранова к зданию с севера и юга были пристроены два придела. Первый – в честь Святителя Иоанна Тобольского, а второй — во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Однако эти приделы не освящались. Поэтому сегодня Крестовоздвиженский собор имеет три престола и пять приделов.
26 июня 1980 г. решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.
Именно при Крестовоздвиженском соборе в 90-х гг. минувшего века было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 г. в трапезной Крестовоздвиженского кафедрального собора в присутствии Митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С. Н. Смоляков и историк-краевед А. М. Лосунов.
На протяжении 46 лет (с 1961 по 2007 гг.) бессменным настоятелем собора являлся старейший клирик Омско-Тарской епархии митрофорный протоиерей Иоанн Мельник (1929 — 2007 гг.).
В 2011 численность прихожан храма составляла около 300 человек.
В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.
Возродилась образовательная традиция: при храме на протяжении уже 15 лет функционирует воскресная школа.
Указом митрополита Омского и Тарского Владимира №5 от 01 сентября 2011 года настоятелем Крестовоздвиженского собора назначен протоиерей Олег Цветков.
23 декабря 2023 года, в канун Недели 29-ой, святых праотец, Преосвященнейший Зосима, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский, сослужил за всенощным бдением Высокопреосвященнейшему митрополиту Владимиру (Икиму) в Крестовоздвиженском соборе г. Омска.
Митрополит Владимир решением Священного Синода от 27 июля 2011 года (журнал № 66) был назначен на Омскую и Тарскую кафедру, а 6 июня 2012 года (журнал № 45) назначен главой новообразованной Омской митрополии с титулом «Омский и Таврический».
Решением Священного Синода от 11 октября 2023 г. (журнал № 90) почислен на покой.
Неделя святых праотец установлена Православной Церквью в честь святых праведников Ветхого Завета.
Празднуется в предпоследнюю неделю перед Рождеством (в воскресенье приходящееся между 11 и 17 декабря)
В этот праздник Церковь чествует лик святых праотцев – праведников живших в ветхозаветные времена, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя. Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.
23 декабря 2023 года по благословению Преосвященнейшего Зосимы, епископа Магнитогорского и Верхнеуральского, группа паломников из Магнитогорской епархии в количестве 37 человек совершила поездку в село Чудиново к могиле блаженной старицы Евдокии.
На месте захоронения праведницы каждый в сокровенной молитве попросил ее представительства пред Богом.
На обратном пути паломническая группа посетила Свято-Казанский женский монастырь в г. Троицке, где её радушно встретили сестры обители, накормили обедом и, благословив, проводили обратно в Магнитогорск.
20 декабря 2023 года по благословению Преосвященнейшего Зосимы, епископа Магнитогорского и Верхнеуральского, руководитель епархиального отдела по социальному служению и церковной благотворительности протоиерей Валерий Марфин и руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации иерей Артемий Хлебунов приняли участие в городском мероприятии «Родительский университет».
В Магнитогорске с сентября 2021 года активно функционирует «Родительский университет», созданный в рамках деятельности городского ресурсного центра на базе МАОУ «Академический лицей». Данный общественный проект стал современной площадкой, позволяющей оказывать всестороннюю поддержку родителям в вопросах воспитания и обучения детей.
Встреча, проведенная в Центральной городской библиотеке им. Б. Ручьёва, была посвящена теме: «Воспитание личности гражданина России посредством его приобщения к нравственным и мировоззренческим ценностям».
Цель мероприятия состояла в том, чтобы подробно разобрать вопрос выбора модулей предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и обеспечить родителей достоверной и полной информацией, рассказать о содержании и отличительных особенностях модуля «Основа православной культуры» (ОПК).
Открыла мероприятие Е.А. Хрипунова, городской методист по предметной области ОРКСЭ, которая рассказала о нормативной базе предметной области, её структуре и кратко охарактеризовала основные принципы построения предметов: ценностно-ориентированные, мировоззренческие, культурологические.
Далее выступил протоиерей Валерий Марфин. Он отметил, что проблема воспитания подрастающего поколения существовала всегда, но сейчас она особенно обострилась. Очень важно, чтобы в семье присутствовали нравственные устои. Отец Валерий отметил, что в некоторых современных семьях забыли о существовании элементарных добродетелей: уважение к старшим, бережное отношение к младшим, трудолюбие, умение благодарить. Дети растут в нравственно неполноценной атмосфере, а пример родителей является для них определяющим.
Наталья Борисовна Ложкина, педагог высшей категории МОУ «СОШ №64», в своём выступлении сделала попытку развенчать предрассудки относительно ОПК как вероучительного предмета, которому место в Воскресных школах. Она рассказала о значимости приобщения детей к истокам отечественной культуры.
Своим выступлением завершил мероприятие иерей Артемий Хлебунов, который считает, что способность человека делать правильный нравственный выбор является залогом его успеха в жизни. Он упомянул о различии морали, преподаваемой в рамках модуля «Основы религиозных культур и светской этики», и нравственности, преподаваемой в рамках модуля “Основы православной культуры”.
22 декабря 2023 года в малом зале администрации города Магнитогорска состоялась презентация сборника статей «Петровские образовательные чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».
Заместитель главы города, руководитель аппарата администрации Магнитогорска Максим Викторович Москалев в своём приветственном слове отметил, что количество площадок форума в этом году было расширено, появилось нужное и правильное направление – психологическая помощь детям и родственникам участвующих в специальной военной операции.
Традиционно по итогам конференции «Петровские образовательные чтения» готовится и издается сборник научных трудов. С презентацией сборника выступила кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской работе института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова Надежда Николаевна Макарова.
Издание включило в себя более 100 публикаций авторов из МГТУ им. Г.И.Носова, педагогического колледжа, общеобразовательных и дошкольных организаций, музеев. География издания сборника широка, он вышел на федеральный уровень.
Данное издание объединило усилия ученых, деятелей культуры, искусства и Церкви по сохранению культурно-исторической памяти. Результаты работы конференции, опубликованные в этом сборнике, позволят применить их на практике в педагогической деятельности, в экскурсионной работе, в социальных проектах. Данное издание будет размещено в наукометрической базе российского индекса научного цитирования. Таким образом, труды авторов сборника будут доступны читателям в Российской Федерации и за её пределами.
«Наследие митрополита Петра Крутицкого живет, получает современное прочтение, служит и педагогам, и студентам, и всем жителям Челябинской области. Благодарю всех, кто искренне включается в подготовку Петровских чтений. В следующем году будет столетний юбилей, посвященный дню, когда Петр Крутицкий стал митрополитом. Мы несем ответственность за то, чтобы сделать конференцию еще более насыщенной и интересной», – отметил начальник управления общественных связей правительства Челябинской области Дмитрий Игоревич Семенов.
В рамках мероприятия всем, кто оказал помощь в организации и проведении конференции были вручены благодарственные письма от Магнитогорской епархии и Правительства Челябинской области.