Магнитогорская епархия » В епархиальной газете открылась рубрика “Православное мировоззрение”

В епархиальной газете открылась рубрика “Православное мировоззрение”

Дорогие друзья! В ноябрьском номере газеты «Магнитогорские епархиальные ведомости» мы открыли важную для всякого верующего человека рубрику «Православное мировоззрение». Инициатором ее появления стал клирик Кафедрального собора Вознесения Христова священник Артемий Хлебунов. Отец Артемий уверен, что разговор на эту тему чрезвычайно важен именно сейчас, когда многие даже не задумываются над всей остротой этой проблемы, а значимость заявленной темы для всех нас трудно переоценить.

Но вначале несколько слов о самом авторе идеи. Иерей Артемий Хлебунов родился в г. Челябинске в семье инженеров. Его бабушки и дедушки трудились в свое время на заводах. После окончания средней школы он поступил в Московский физико-технический институт, по завершении обучения получил специальность «инженер-физик». Работал в московском НИИ, защитил кандидатскую диссертацию, получил ученую степень кандидата физико-математических наук. В детстве он крещеным не был. Интерес к вопросам веры пробудился у молодого человека во время учебы в вузе. На одной из лекций, где проходили законы Иоганна Кеплера, преподаватель сообщил студентам то, что сам ученый думал об этих законах, когда их открыл, он благодарил Бога и восхищался тем, насколько гармонично Он создал Божий мир. Через какое-то время наш земляк понял, что хочет креститься. Таинство Крещения состоялось в одном из храмов Московской области.

Постепенно он стал постоянным прихожанином храма Петра и Павла на подворье Оптинского монастыря в Ясеневе. Обучался на курсах для прихожан. Познакомился со своим духовником, который благословил поступить в Московскую духовную семинарию. Во время учебы в семинарии будущий священник женился, появилась семья, затем было рукоположение в сан, учеба в Московской духовной академии, после окончания которой его и других выпускников распределили по разным епархиям Русской Православной Церкви. Отец Артемий был направлен в Магнитогорскую епархию.

– Итак, отец Артемий, почему же пришла идея открыть в газете «Магнитогорские епархиальные ведомости» рубрику «Православное мировоззрение»?
– Прежде всего, потому, что епархиальная газета – это особое издание. На ее страницах необходимо вести разговор о духовных и культурных ценностях. Особенно сейчас, когда в нашем обществе проблема, связанная с мировоззрением, существует даже у церковных людей, не говоря уже обо всех остальных. Большая часть людей, которые ходят в храм – это взрослые люди, которые уверовали в советское время, либо сразу после того, как Советский Союз перестал существовать. И мировоззрение этих людей складывалось именно тогда – в семье, где о вере ни слова не говорилось, в школе, в которой преобладала антирелигиозная направленность в воспитании, то же самое в вузах, где направленность всех дисциплин была материалистической. И мы никуда не можем деться от этого багажа – наше мировоззрение сложилось там. Возникает внутренний конфликт – человек ходит в храм, соблюдает посты, творит молитвы, но осознанных поступков как православный христианин делать не всегда может не потому, что он не верующий человек, а потому что ему не хватает понимания, как правильно отреагировать на что-то, как убедительно сказать, возразить кому-то, чтобы не скатиться в спор. И это проблема сложная, потому что слом православного мировоззрения на мирское был систематическим, то есть идеологическая машина работала мощно. Сейчас формального давления как будто нет, оно не провозглашено, но после смены государственного строя возникла другая идеология, действующая с не меньшим насилием на человека, как и прежняя, – это либеральная, потребительская идеология. Она идет валом с экранов телевизоров, с интернета, из газет.

И человеку кажется некуда деваться, он, так или иначе, пропитывается этой либеральной, гуманистической идеологией.
– Он пропитывается, но вряд ли это осознает. Человек живет сегодня и сейчас в уверенности, что все происходит последовательно и разумно, для него, как правило, действительность безальтернативна.
– В том-то и дело. Человек сегодня находится иногда как будто в полуобморочном состоянии из-за информационных шумов и не задумывается о мировоззренческих вопросах. А ведь на самом деле так было не всегда. У меня вот бабушка в 20-х годах прошлого столетия родилась, а прабабушка, которую мне посчастливилось застать, она из 19 века, так вот это цельные люди. Все они были крещеными, в семьях, где они воспитывались, не умерли нравственные идеалы, поэтому они имели крепкое православное мировоззрение. В качестве примера хочется привести книгу митрополита Вениамина Федченкова «О вере, неверии и сомнении», где в воспоминаниях о своем детстве, он признается, что вообще не знал тогда, что существуют безбожники – все окружающие верили в Бога. Духовный мир был не менее реальным, чем мир материальный.

Простые люди раньше даже и читать не умели, но обладали мировоззрением. И все ключевые вопросы о человеке, его жизни, земном пути были разрешены, то есть человек все делал в свое время – рождался, рос, женился, создавал семью. А сейчас этого у многих нет. Ключевой мировоззренческий выбор, который человек делает, исходя из своего мировоззрения, это семья. Она ему либо удалась, либо нет. И сейчас очень часто семья не удается. Даже потому что у человека ложное понятие об отношениях: иногда он начинает свою семью со смертного греха. Соответственно такая семья не может устоять – по Евангелию дом, который построен на песке, не устоит. И все потому, что произошел разрыв в нашем мировоззрении, а это и в жизни разрыв, все ключевые понятия приобрели иное значение. Мы сейчас совершенно неверно понимаем такие, например, слова как свобода, человек, знания, инновации, семья и другие. А, как говорят святые отцы, ошибочные мысли приводят к ошибочным поступкам.

Задумывался ли кто-нибудь над вопросом, почему прежде в науке были глобальные открытия, а теперь появляются лишь новые разработки? Как стало возможным не только признание меньшинств, но и в ряде стран легализация однополых браков? Почему появились такие явления, как суррогатное материнство, генетические модификации, ювенальная юстиция? Почему убийство ребенка в утробе матери именуется прерыванием беременности? Об этих и многих других животрепещущих вопросах мы будем говорить в рубрике «Православное мировоззрение».

– И, прежде чем мы попытаемся разобраться в первом из названных вопросов, ответьте, пожалуйста, отец Артемий, тот факт, что Вы сознательно уверовали именно в период обучения в вузе, думается, не случаен?
– Конечно, нет. Знакомясь ближе с миром науки, я все больше
убеждался, что все ученые нового времени, которые стояли у истоков этой науки, были верующими людьми, имели возможность что-то постигать и верили, что Господь устроил мир мудро, хорошо, рационально, красиво, гармонично. Никто из них не был атеистом.

У Д.И. Менделеева, например, есть отдельная книга «Мысли о России», где явно видно его религиозное мировоззрение. Более того, я убежден, что и все советские ученые, которые сделали известной науку Советского Союза, создав атомный проект, открыв лазер, реализовав электрификацию всей страны, – все это были люди верующие. Не с точки зрения соблюдения церковных Таинств, но мировоззрение у них было верующего человека, они обладали жертвенной закваской – главной характеристикой верующего человека. Так, запомнились строки из книги к 100-летию со дня рождения академика В.П. Глушко, где он 15-летним подростком пишет К.Э. Циолковскому о том, что хочет посвятить свою жизнь исследованиям вне земли, космическим полетам. Это яркий пример такого жертвенного служения, когда уже в 15 лет человек готов отдать себя определенному делу, только такой настрой дает плод.

Может, сейчас ни у нас, ни в мире нет таких открытий именно потому, что и людей таких, способных к жертвенному служению, тоже нет.
– Возможно и так. Но ведь человек не рождается уже с этим обостренным чувством жертвенности. Оно, как мне кажется, появляется или не появляется, благодаря многим причинам, и прежде всего, тому мировоззрению, которое он получил, образованию, в смысле раскрытия в человеке черт образа Божьего.
– Несомненно. Вот мы с вами коснулись истинного значения слова образование. Таким оно и было раньше – классическое образование. В русской гимназии, я утрированно говорю, это были древние языки и математика. Причем вначале – древние языки. Это была словесность. В основе образования лежала словесность. Почему? Потому что слово – это главный инструмент познания. Если человек не владеет словом, то не умеет мыслить. Изучение древних языков шло через изучение древних авторов, то есть изучение лучших образцов словесности, которые человеческий род создал. Владение словом формировалось через ознакомление с этими лучшими образцами. И когда человек научался владеть словом, он уже мог математикой заниматься – у него уже сформирована была способность мыслить, сформировано мировоззрение. И у него уже не появлялась известная в наши времена проблема физиков и лириков. Но в какой-то момент люди настолько погрузились в технические науки, что о нравственных ценностях им уже не осталось времени размышлять. Только это тупик, потому что, если человек не знает этой мудрости, ничего доброго он не придумает, хоть и он будет знать всю физику, всю математику. Возьмем тех ученых, основателей научных школ – это были люди, словесно образованные, которые прекрасно писали, прекрасно владели словом. Они имели ключ к способности мыслить широко, то есть способность широко мыслить не связана со способностью интегрировать, дифференцировать и так далее – это совсем из другой сферы. И вообще это из области богословия.

Самое широкое мышление – богословское. А далее люди уже спускаются на более низкие уровни. И те выдающиеся ученые мыслили богословски о природе, о человеке. И поэтому именно они могли совершать открытия с большой буквы. Это были именно открытия – это то, что человек получает не в результате логических рассуждений. Он вдруг это как-то постигает за счет самоотвержения. Всем известны примеры как на Исаака Ньютона яблоко упало, Д.И. Менделееву его таблица во сне приснилась. Все глобальные открытия – это свидетельство того, как Господь открывает человеку то, как Он устроил мир. А дальше уже на базе этого человек что-то созидает, придумывает. Глобальных открытий сейчас уже не приходится ожидать, задача – не упасть бы ниже. Настоящие открытия давались религиозным людям, среди таких ученых ярых атеистов не было. Потом-то они появились.

– Но почему, почему они все-таки появились? Почему с какого-то времени у нас все пошло как-то по-другому?
– Революция 17 года не на пустом месте произошла, не все так было хорошо. К тому времени у определенного класса людей появились проблемы с верой, а большинство все же оставались верующими, и новое мировоззрение им было навязано силой, безальтернативно. Мировоззрение подразумевает преемственность. Самый первый разрыв представлен в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева, где описываются события 1859 года. Там Базаров говорит о том, что нужно место расчистить, то есть уже тогда были люди, которые отвергали ценности отцов, предлагая достижения предыдущих поколений отправить на свалку и строить свой, новый, мир. Что и случилось через шестьдесят с лишним лет, когда были растоптаны святыни отцов, их убеждения, достижения, чтобы построить новое. Не получилось. Через 70 лет все развалилось без войны, без силового нажима. Развалилось из-за внутренних противоречий, которые порождаются отсутствием преемственности, мировоззрения.

Нельзя жить так, что постоянно ломать и строить, а идеология прогресса именно такая – молодые должны отречься от старого, построить новое. И это не Ленин придумал. Это придумали просветители, это Французская революция, при которой стали строить новый мир без Бога. Все это привнесено к нам оттуда, и в этом смысле либеральная идеология, которая сейчас насаждается, одного же корня с социалистической, коммунистической. В основе их – гуманизм, вера в человека, просто завернутые в разные оболочки. Но суть та же самая – вера в светлое будущее – и в Советском Союзе это было, и в западном мире то же самое. Все эти стремления к улучшениям, к новым технологиям, чтобы улучшать жизнь в будущем. Причем все это не очевидно, это надо понять, разглядеть.

Дорогие друзья! Новая рубрика нашей газеты «Православное мировоззрение» – это своеобразный призыв ко всем думающим христианам обратить внимание на проблему, которую надо решать. Будем очень рады, если кто-то захочет поделиться своими мыслями, выскажет какие-то предложения, назовет примеры. Вы можете прислать в редакцию нашей газеты на электронный адрес свои материалы, свое мнение. Мы предлагаем не плыть по течению, а сообща размышлять на заданную тему. Ведь Бог дал каждому из нас силы и разум, и мы в состоянии осознать, что происходит на самом деле.

Источник: “Магнитогорские епархиальные ведомости”, № 5 (31), ноябрь 2020 года. Записала Анна Картавцева. Фото из архива Магнитогорской епархии.

Все новости